Posted 8 июля 2021,, 15:06

Published 8 июля 2021,, 15:06

Modified 16 сентября 2022,, 20:49

Updated 16 сентября 2022,, 20:49

«Работать водителем такси я бы не стал»: Как устроен таксосервис в Челябинске

8 июля 2021, 15:06
Водители не получают на руки даже половины от заработанных денег. Неся при этом солидные нагрузки, материальную ответственность и работая без перерыва

После расследования челябинского издания «Курс дела» о сером рынке занятости корреспондент решил изнутри посмотреть на рынок услуг такси. И, как оказалось, это крайне неблагоприятная работа.

Объявления на «Авито» пестрят разными уровнями дохода для таксистов — от 1100 рублей за смену в 12 часов до «от 8 тысяч рублей», без пояснений. Владельцы таксопарков разнятся в «показаниях», но в целом ответы в духе «как поработаете, так и получите».

Трудоустройство без особых сложностей: паспорт да водительское удостоверение. Пробив по базам на предмет блокировок и аварий — и, если всё хорошо, можно приступать к работе.

Корреспондент мог работать только в качестве подработки в ночное время, два-три раза в неделю. В один из дней к 9 вечера он приезжает на «базу» в виде автомойки. Туда стягиваются более десятка машин, брендированных «Яндекс.Такси». Это пересменка: водители сдают деньги в кассу и автомобили.

За 12 часов работы в дневное время один из водителей заработал 3800 рублей. После всех расчётов на руки ему отдают… 900 рублей! Почему так — читайте дальше.

Корреспондент «Курса дела» Андрей Попков рассказывает, что когда очередь дошла до него, ему на руки дали ключи и путевой лист. В последнем стояла отметка «медосмотр пройден». Никакого фельдшера или врача не было на месте, не говоря уж о честном прохождении медосмотра.

Ему достался «Фольксваген Поло» со звенящей ходовой и частично неработающими приборами в салоне. В том числе кондиционером, хотя смена была в жаркую ночь, в прямом смысле этой фразы.

Нагрузка оказалась серьёзной. В первую очередь психологическая: пассажиры нередко пытаются, вольно или невольно, но вывести водителя из себя. Приходится быть чуть ли не психологом, причём весьма стойким.

Плюс огромная физическая нагрузка. По факту ездить приходится без перерыва, рассказывает Попков. Приближаешься к конечному пункту заказа — уже прилетает новый. Ни перекурить, ни поесть, ни банально сходить в туалет времени нет.

За всю смену корреспонденту удалось заработать «грязными» 4894 рубля, судя по приложению Яндекса для водителей. А дальше начинаются чудеса математики.

Яндекс, будучи владельцем сервиса, забирает себе 25% от заработанного. 6% удерживается таксопарком за заказы. Плюс машину нужно заправить до полного бака и помыть перед сдачей.

В конечном счёте при сдаче машины на кассе от почти 5 тысяч рублей водителю возвращают… 1208 рублей! То есть в среднем получается 100 рублей за час работы.

Достойный ли это заработок? С учётом, что в момент смены именно водитель несёт полную материальную ответственность за транспорт — вопрос почти что риторический. Прокололись шины? Облили сиденья? Всё это устраняется за счёт водителя, который в тот конкретный момент был за рулём.

И вроде бы водители получают свои деньги сразу после смены. Но при этом — стажа никакого нет, т.к. по факту нет трудовых отношений, работа может и не самая сложная физически, но весьма утомляемая, и не каждый к ней будет готов.

Андрей Попков резюмировал свой опыт так:

«Без сильной нужды, при прочих равных, идти работать водителем в такси я бы не стал. Все же, слишком дешево за такой тяжелый труд. Богатым от такой работы точно не станешь, дом не построишь, семью не прокормишь».

"