Posted 20 октября 2021, 16:00
Published 20 октября 2021, 16:00
Modified 16 сентября 2022, 21:28
Updated 16 сентября 2022, 21:28
Летом 2021 года Россия простилась с режиссером Владимиром Меньшовым. Его фильмы уже стали классикой. А «Москва слезам не верит» вообще удостоился «Оскара» в 1981 году.
Юрий Дудь снял документальный фильм о «Ширли-Мырли» в память о знаменитом режиссере. Естественно, одним из центральных звеньев фильма стало интервью с Валерием Гаркалиным. К моменту выхода фильма стало известно, что актер находится в больнице в тяжелом состоянии с коронавирусной инфекцией.
Таким образом, премьера фильма о «Ширли-Мырли» приобрела дополнительный смысл, как поддержка Валерия Гаркалина в этот непростой период.
Фильм-фарс Владимира Меньшова буквально напичкан знаковыми актерами российского кино. Помимо Гаркалина, в фильме снялись Олег Табаков, Любовь Полищук, Нонна Мордюкова, Леонид Куравлев, Александр Панкратов-Черный, Вера Алентова, Инна Чурикова, и проч.
Юлия Меньшова, дочь режиссера, объясняет это тем, что в то время было мало предложений для съемок, а Владимир-Меньшов – это своего рода гарант качества. Поэтому актеры согласились на съемки. А со стороны Меньшова это был тоже своего рода тактический ход.
Фильм-фарс, состоящий из сцен, наполненных абсурдом и хаосом, начинался с титров со знаковыми именами под эгидой «Мосфильма». Это усиливало контраст. В этом тоже особенность 90-х годов – контраст пафоса, важности и абсурда, откровенной чуши.
Вообще, фильм «Ширли-Мырли» наполнен сатирой на время, на проблемы общества, на все то, что характеризовало время «перестройки».
Владимир Меньшов, по признанию его дочери, это время не любил, но отдавал ему должное, как необходимому переходному этапу и признавался, что в другое время он не смог бы снять такой фильм.
«Через смешное можно о многом рассказать. И очень серьезно», - заметил Валерий Гаркалин.
90-е годы — это время свободы, с которой еще не понятно, что нужно делать. Время потока иностранных товаров, валюты, элементов культуры и менталитета, с которыми еще тоже не ясно, что делать. Это вырвавшееся на свободу от цензуры телевидение. Это юмор, лишенный оков политики. Это время надежды на будущее.
Кризис власти, кризис правоохранительных органов, кризис вкусов и мировоззрения – обо всем это комедия «Ширли-Мырли». Это своего рода отражение философии того времени.
«Капитализм – это весело, весело, когда выживаешь», - признался сценарист «Ширли-Мырли» Виталий Москаленко.
Фильм поэтому получился на стыке жанров, как сказал Гаркалин, трагедии и комедии.
«Я считаю, что это шедевр комбинированных съемок», - поделился Гаркалин.
Но критики фильм не оценили. Юлия Меньшова призналась, что ее отец очень остро реагировал на оценку его фильма. Хотя Юлия и сама не поклонница этого фильма, как ни странно.
А Валерий Гаркалин рассказал, как на одном фестивале деятели искусства хохотали до слез при показе фильма, а после финальных титров, когда включили свет, они приняли серьезные выражения лиц. Многие назвали фильм пошлым и бессмысленным.
«Это лицемерие, ханжество. Я по-другому это не могу назвать. Если тебе смешно – значит тебе смешно. Если тебе грустно – то тебе грустно. А если тебе и смешно, и грустно одновременно – это потрясающе!», - заметил Гаркалин.
Фильм не имел успеха после премьеры, но переоценивался со временем. Игорь Угольников, сыгравший милиционера Жана-Поля Пискунова, рассказал, как после премьеры фильма одна актриса, его подруга, была неприятно удивлена его участием в этом фарсе.
«Она на меня посмотрела так внимательно и сказала: «Игорь, зачем тебе было это надо?», и расстроенная ушла. А через несколько лет сказала мне – «Ширли-Мырли» — это мое любимое кино!». Вот такое восприятие картины приходит через какое-то время к зрителю», - рассказал создатель и ведущий программы «Оба-На».
Фильм Владимира Меньшова, «парад фриков», фарс, «похабщина», «буффонада» сейчас все чаще переоценивается и зрителем, и критиками. И воспринимается уже как остро социальная сатира и тщательно созданное зеркало современности.
«В этой смешной форме там рассказаны неприятные вещи про нас. Про наши фобии, про национальные стереотипы, про мечту лежать на печи и полететь на Канары. Есть и другая вещь – это парад фриков. И единственный из этих фриков симпатичный – это Васятка Кроликов. Бандит, уголовник, но он маму любит, письма ей с каждой отсидки пишет, про капустку вспоминает», - заметила историк Тамара Эйдельман.
Актеры и создатели фильма сильно изменились. Кого-то нет в живых, остальные изрядно постарели. Но при воспоминании о съемках этого фильма у всех одинаково горят глаза.
Сейчас этот фильм – воспоминание о временах, когда была надежда на победу светлого. И свобода быть собой.