Posted 11 октября 2019,, 12:34

Published 11 октября 2019,, 12:34

Modified 16 августа 2022,, 20:11

Updated 16 августа 2022,, 20:11

Краеведение окраин: Instagram и Telegram о «неочевидном» Петербурге

11 октября 2019, 12:34
Где можно увидеть «другой» Петербург и почему хрущёвки не менее интересны, чем «жемчужины» ?

Мы выбрали самые необычные интернет-проекты, посвящённые потаённым уголкам города на Неве. Их авторы рассказали, где можно увидеть «другой» Петербург и почему хрущёвки и недострои не менее интересны, чем «жемчужины» архитектуры.

Первый всплеск интереса к краеведению случился в Петербурге на рубеже 1980-90-х годов. Тогда стали появляться частные издательства, а тематику книг стало не нужно согласовывать на официальном уровне. За долгие годы у исследователей накопились огромные массивы информации, которыми они радостно делились с читателем, изголодавшимся после книжного дефицита.

«На самом деле определённый интерес был всегда, но не хватало информации. Мой папа покупал “Блокнот агитатора”, где, в числе прочего, публиковались исторические заметки, а бабушка собирала старые открытки и книжки о городе. Просто тогда это было сложно. А потом пошло-поехало. Как с продуктами питания», — вспоминает редактор градостроительного интернет-портала «Канонер» Дмитрий Ратников.

Со временем образ «блистательного Петербурга» всем ожидаемо приелся, а краеведение стали считать уделом дедушек — завсегдатаев пыльных архивов. Возродить интерес к истории спустя годы помог интернет и, что может показаться удивительным — клиповое мышление.

С развитием соцсетей и мессенджеров в информационном пространстве стали появляться ресурсы, посвящённые городу. Написать пост в Instagram или Telegram-канале не занимает много времени у увлечённого автора, а прочитать его и посмотреть картинку — не утруждает читателя.

Изменился не только формат подачи информации, но и сам предмет исследования. Если давняя история Петербурга изучена уже вдоль и поперёк и хотя бы её азы хорошо знакомы всем интересующимся, в Сети появляются ресурсы, рассказывающие о городе «неочевидном» — достопримечательностях спальных районов, архитектурных казусах, забытых уголках.

«В центре и так сложно бросить взгляд и не увидеть ничего интересного. А вот в спальном надо постараться найти такие места. Но они тоже есть», — соглашается Дмитрий Ратников.

Newia.ru подготовило подборку наиболее интересных и непохожих друг на друга ресурсов, посвящённых современному краеведению и пообщалось с их авторами и авторками.

«Канал Грибоедовой»

Пожалуй, самый «академичный» из тематических ресурсов ведётся от имени петербурженки Даши Грибоедовой. Девушка постит короткие истории о так называемых «краеведческих памятниках» — местах и объектах, не являющихся «официальными» достопримечательностями.

«Мне интересно рассказывать о “краеведческих памятниках”, то есть об объектах, мимо которого все проходят, не зная, что они имеют интересную историю. Например, на улице Коллонтай есть врытый в землю мост, но местные жители, каждый день прогуливаясь мимо него, думают, что это просто ограждение, — говорит newia.com Даша. - Вообще народ любит тайны. А тут эти тайны буквально под ногами. Очень радуюсь, когда подписчики восхищенно благодарят».

Instagram и ВК-странички Канала Грибоедовой насчитывают по 500 с лишним подписчиков, но поскольку ресурс относительно новый - Даша начала вести его в конце мая — их количество потихоньку растёт.

Fake Empire

Тематику своего Telegram-канала лучше всего описала сама его авторка, журналистка Юлия Галкина: «Ода окраинам, уродливости, новостройкам и руинам, рассказ о странных и сиюминутных вещах в Петербурге и области, которые часто остаются за бортом традиционного краеведения».

Среди Юлиных постов можно встретить фотографии ЖКХ-арта, фрагменты диалогов с жителями необычных петербургских домов и просто впечатления о том, что привлекло её внимание во время прогулок по отдалённым районам.

«Мне ужасно нравится шляться по разным неочевидным местам — хотела куда-нибудь складировать впечатления, так появился канал. Кто целевая аудитория и почему кому-то это интересно — я не знаю. Иногда бывают пожелания типа “поменьше депрессивных руин — побольше дворцов нуворишей», - говорит Юлия Галкина.

Количество подписчиков fake empire — две с небольшим тысячи человек, но, по словам Юлии, регулярно посты читает, наверное, четверть. Многие «отвалились» после попыток блокировки Telegram.

«Русский камамбер»

Тематика Telegram-канала «Русский камамбер» немного шире, чем краведение Петербурга. Его автор Александр Семёнов публикует там такую архитектуру, дизайн и искусство, которые многие не понимают и отвергают ввиду их маргинальности. Задача канала - «легитимизировать подобные вещи и придать им значимость».

Сохранившееся здание деревянной бани в Пудости. Рядом с ней осталось несколько фундаментов с намёками на остатки печки. Выход к воде - небольшой пирс - в наличии. // Фото: Русский камамбер«Это может быть и обычная панельная "хрущевка", и заброшенная усадьба, и “дом-яйцо” из 90-х, и недостроенный особняк в пригороде Питера. Один из примерно десяти постов посвящён проблемам, не связанным с темой канала напрямую, но волнующим меня в текущее время. Так я пытаюсь связать социополитические проблемы с предметным миром бывшего СССР», - говорит автор.

К слову, название канала также напрямую связано с этим самым постсоветским предметным миром:

«В журнале "Новые товары" в 1980-е годы часто публиковали рекламу сыра "Русский камамбер". Знающие люди говорили мне, что он был весьма неплох на вкус. Но с чем в советское время они могли сравнить его? В то же время, мы вряд ли узнаем, какой был этот советский камамбер. На наши вкусы влияет множество факторов, — уверен Александр Семёнов. — И в конце концов мы мечтаем о том, о чем нам сказали мечтать. “Русский камамбер” ассоциируется с подделкой, с чем-то некачественным, но каковы критерии оценки? Я пытаюсь доказать, что ценность имеет все, поскольку оно и признак времени, и его неотъемлемая составляющая».

Количество подписчиков «Русского камамбера» тоже сравнительно небольшое — около 1200. В основном, это люди, которые подписались после репостов публикаций в других каналах.

Среди них много архитекторов, искусствоведов и дизайнеров — людей, многим из которых не надо объяснять значимость публикуемых вещей. Но автор хотел бы, чтобы на канал подписывалось больше людей, которые хотят полюбить и принять российско-советское, но пока не могут.

"