Все государства управляют своими территориями с помощью законов. Это достаточно легко понять применительно к твердой земле. Когда вы смотрите на карту, границы обычно обозначают, где заканчивается власть одной страны и начинается власть другой.
Но как насчет приморских стран, которые либо граничат с морем, либо полностью окружены им? Их законы ограничиваются береговой линией? Означает ли это, что на морях за его пределами царит беззаконие?
На самом деле, в открытом море не царит беззаконие. В соответствии с международным правом, каждая морская страна имеет определенные пространственные границы, которые выходят за ее береговую линию.
В прошлом веке были предприняты несколько попыток разработать международное «морское право» под руководством Организации Объединенных Наций. Результаты третьей и последней конференции по морскому праву, которая состоялась в 1982 году, оказались успешными, и к 2017 году более 160 стран подписали это соглашение.
Однако некоторым странам, включая Соединенные Штаты и другие страны с длинными береговыми линиями, такими как Колумбия, Венесуэла и Турция, еще предстоит подписать указанное соглашение.
В общем, морское право устанавливает, что морские страны контролируют свои территориальные воды вплоть до 19.3 км от берега, что называется «12-мильным пределом».
В пределах этой зоны применяются законы соответствующей страны: она имеет право строить, осуществлять разведку и добычу природных ресурсов, а также контролировать морское и воздушное движение в данной области, как если бы это было на суше.
Морские государства также имеют право на исключительную экономическую зону (ИЭЗ), которая включает в себя воды и морское дно на расстоянии 322 км. Размеры ИЭЗ некоторых стран могут быть ограничены ИЭЗ других стран, в таком случае область перекрытия часто делится поровну между сторонами.
Страна, контролирующая ИЭЗ, также имеет право владеть морской флорой и фауной, а также минеральными ресурсами, находящимися в данной зоне. Однако она не может препятствовать прохождению через ИЭЗ кораблей, самолетов и других судов из других стран.
Тем не менее, за пределами границ юридические вопросы на океанских просторах решаются иначе. В этих областях суда и воздушные суда из любой страны имеют право свободно перемещаться, выполнять полеты, осуществлять рыболовство и добычу полезных ископаемых.
Если происходят преступления в этих районах, то действуют законы страны, к которой принадлежит судно или сооружение, совершившее преступление.
Вопросы, связанные с юрисдикцией на море, могут быть довольно сложными и вызывать головную боль у следователей и правительственных чиновников. Н
апример, когда на круизном судне, принадлежащем одной стране, в международных водах, происходит убийство, совершенное лицом из другой страны, а затем судно попадает в территориальные воды третьей страны, возникает вопрос о применении законов каких стран.
Когда дело касается международных преступлений, таких как пиратство, торговля людьми и преступления против человечности, возможны различные подходы к вопросу власти и судебной юрисдикции. Одним из теоретических подходов является применение концепции универсальной юрисдикции.
Согласно этой концепции любая страна или международная организация может претендовать на право осуществления правосудия по таким преступлениям, начиная с расследования и заканчивая составлением обвинений и судебным процессом в своих национальных или международных судах.
Важно отметить, что признание законной власти других стран и международных судов не всегда однозначно. Иногда правительства одной страны могут решить не признавать юрисдикцию или законность действий другой страны, особенно если их международные законы и стандарты не признаются всеми странами.