По данным аналитиков сервиса Контур.Авто, в 2023 году средний чек сделки при покупке автосалоном бывшего в употреблении авто у физического лица составил примерно 1,3 млн. рублей. Правда, по рынку цифра несколько разнится, в пределах до от 1,3 до 1,7 млн руб. за авто.
Средневзвешенная цена за б/у автомобиль составила 1,1 млн. руб., что на 16% больше, чем в 2022 году, и можно прогнозировать, что плавный рост цен будет сохранится.
Если выделить участников рынка, тех, кто выставляет цены, то расклад по динамике цен будет примерно таким (данные основаны на анализе цен классифайдов Авто.ру и Авито):
По данным аналитического агентства «Автостат», за 2023 год куплено 5,7 млн поддержанных легковых машин. Это на 17% больше, чем в 2022 году. Эксперт отметил, что 2022 год прошел с рекордно низким результатом с 2020 года.
Можно отметить, что первые 7 месяцев прошлого года показывали рост продаж автомобилей б/у, а пик продаж пришелся на август. Это связано с повышением с 1 августа 2023 утилизационного сбора, все старались пополнить склады до вступления в силу повышения.
(Напомним, что с 1 августа 2023 года размер утилизационного сбора повысили как для физических лиц, так и для юридических и поставили в зависимость не только от возраста, но и от объема двигателя, а для физиков — также и от факта перепродажи ввезенного авто).
С сентября 2023 наблюдается ежемесячное снижение количества проданных автомобилей. Эта тенденция характерна и для января 2024: по данным аналитиков сервиса Контур.Авто, с октября 2023 по январь 2024 года сокращение количества сделок по реализации авто в среднем составляет 17% в месяц. Самыми ликвидными являются автомобили возрастом до трех лет.
Собеседник рассказал, что структура каналов продаж складывается под влиянием ситуации на финансовых рынках в целом и отчасти, законодательных ужесточений (рост утилизационного сбора).
Вплоть до декабря 2023 основным каналом пополнения склада вторичных автомобилей был выкуп. К началу осени 2023 произошел очередной рост цен (из-за повышения утилизационного сбора и поднятия кредитных ставок), что отразилось на спросе.
Доля комиссионных продаж не претерпела существенных изменений, так как большинству физических лиц актуальнее выкуп, получить деньги по сделке в день обращения (из-за волатильности экономической ситуации, условно: сегодня продать машину и купить другую может быть выгодно, а завтра уже нет). Рост доли профессиональных продавцов (перекупов), готовых приобрести б/у авто «здесь и сейчас», также не способствует росту популярности комиссионных продаж.
«Вслед за ростом продаж новых автомобилей растет и канал трейд-ин. Учитывая планы китайских дистрибьюторов и отечественных производителей по объему продаж новых автомобилей, можно прогнозировать сохранение позиций и дальнейшее развитие канала трейд-ин», — уточнил эксперт.
Он добавил, что канал трейд-ап (обмен автомобиля б/у на б/у) своей доли заметно не нарастил, но автосалонам рекомендуется оказывать такую услугу, что позволит удержать клиента и повысить собственную маржинальность.
Из других тенденций рынка — рост доли предложений от профессиональных продавцов (перекупов) и сокращение доли предложений от физических лиц. Как следствие — растет ценность инструментов, позволяющих выкупать быстрее и больше.
Эксперт прогнозирует прирост доли китайских автомобилей на вторичном рынке. Автодилерам придется научиться их продавать — с учетом ограниченных знаний у потребителей о брендах, особенностях и возможностях этих машин.
Также следует ждать: