23 декабря прошла пресс-конференция президента России Владимира Путина с журналистами. Как это обычно и бывает, вопросы смогли задать не все, но, тем не менее, нельзя сказать, что она была не насыщенной.
Традиционно встреча началась с небольшой, 13-минутной задержкой. Но, в отличие от прошлых подобных мероприятий, Путин предложил своему пресс-секретарю Дмитрию Пескову сразу начать с вопросов журналистов:
«Можем сразу начать работать. Это будет полезнее и интереснее для всех».
Начали с темы пандемии и экономики России, спрашивали о социальной ориентированность бюджета, поддержке бизнеса. Цифры о реальном росте средней зарплаты в России президент сопроводил словами «слава Богу». Тема пандемии вообще неоднократно поднималась по разным поводам, особенно в контексте вакцинации и медобслуживания.
Не обошли стороной и вопросы внешней политики. Поднимали тему Украины, Беларуси, Казахстана, отношений с западными странами, НАТО, Китая, продажи газа. Некоторые из этих тем также поднимались неоднократно.
Некоторые запомнившиеся цитаты:
Про НАТО – «Нас надули, просто нагло обманули. Пять волн расширения НАТО». Про обвинения от западных стран в адрес России – «Идите вы своими озабоченностями, будем делать, что считаем нужным. <…> Чего Запад не понимает? Да врут всё время, вот и всё».
Про Украину – «Кто создал Украину? — Ленин Владимир Ильич».
Про Крым – «Если кто-то считает, что Крым оккупирован, то крымчане — жертва агрессии, так зачем их еще санкциями наказывать? <...> На Западе плевать хотели на крымчан, Россию и на демократию, они решают свои геополитические вопросы».
Про Беларусь – «И Александр Григорьевич [Лукашенко], и его команда — непростые переговорщики».
Про газовый кризис в Европе – «Это рынок отрегулировал — вот, две тысячи с лишним кубов. Пожалуйте бриться! <...> До чего противны... Эх... Ну как бы это сказать... Ну, ладно!».
Попытались на пресс-конференции и продекламировать отечественный аналог ТикТока. Правда, сайт соцсети почему-то не работал.
Поднимались темы с пытками в российских колониях, автократии в России и Алексее Навальном («Сидельцы всегда были, есть и будут. Не надо прикрываться политической деятельностью»), заказчиков убийств журналистки Политковской и политика Немцова. Ответ по поводу последнего был следующий:
«Я всё делал, чтобы раскрыть эти преступления — и соответствующие указания, поручения, приказы были отданы. <…> Виновные в убийствах Политковской и Немцова осуждены или погибли, следствию неизвестно о каких-либо скрывшихся заказчиках».
Один из телеканалов вопрос о проблемах с демографией сформулировал так: «Россия расхотела рожать и даже строить семью. В чем причина?». Путин отметил позитивные сдвиги в этом направлении, но признал: «Меняются приоритеты в жизни людей, в том числе женщин в возрасте деторождения: сначала карьера, потом ребенок».
Поинтересовались у Путина про трансгендеров в спорте и новую этику в целом. Президент сравнил её с пандемией коронавируса и мракобесием, и сказал, что у него традиционный подхода: женщина — это женщина, а мужчина — это мужчина. Кроме того, он допустил, что женский спорт перестанет существовать при допуске к женским состязаниям сменивших пол мужчин.
Любимчиков в Правительстве РФ у Путина нет и не может быть. Мишустина с собой на отдых в тайгу они с Шойгу не берут, потому что тогда работать некому будет. «А кто в лавке останется?», – отшутился президент. В целом же работу Правительства и ЦБ по итогам 2021 года Путин оценил удовлетворительно.
Подняли вопрос и индексации пенсий. Путин ответил, что кабмин сделает всё, чтобы выполнялись обещание прошлых лет. Кроме того, президент анонсировал, что в следующем году решения будут приняты по силовому блоку, чтобы уравнять все выплаты, это должно коснуться и пенсий военнослужащих.
Когда Песков анонсировал вопросы от коллег из регионов, поднялся шум в зале, чтобы привлечь внимание. Пресс-секретарь тут же попросил не шуметь, на что президент ответил «Будем, будем. Кричите!».
Журналистка из Великого Новгорода спросила про то, в каком городе хотел бы жить Путин, помимо Москвы и Петербурга. Президент отметил Краснодар, Крым, Казань, города черноморского побережья, – но сказал, что Петербург его родной город, и он не понимает, почему его исключили.
«Мне кажется у нас много мест, красивых, достойных, где человек может чувствовать себя комфортно».
И отметил, что необходимо вкладываться в развитие малых поселений в нашей стране. А что касается прокладывания высокоскоростной железной дороги рядом с областным центром, – президент предложил подумать, поскольку тогда могут сократиться авиаперевозки на этом направлении.
Спрашивали у Путина и про внедрение интернета в отдалённых поселениях, и про деструктивный контент в Сети. Президент рассказал, что в России за последнее время предотвращено 127 преступлений в учебных заведениях, а для некоторых интернет-компаний главное – извлечение прибыли, отсюда и призывы детей к суициду, и атаки на школы.
Затронули и тему с мусорными полигонами, причём в контексте Ленобласти. Однако Путин достаточно общими словами обозначил, что надо искать консенсус между местными жителями и необходимостью реализации «мусорной» реформы.
Вопрос из Волгограда касался помощи в восстановлении мемориалов и помощи центру протезирования. Поднимались темы аварийного жилья («Людей надо срочно вытаскивать из трущоб»), ситуации с Байкалом, помощи многодетным семьям, особенно с инфраструктурой для выделенных им земельных участков.
Журналистка из Барнаула пожаловалась на то, что в отдельных регионах дорого покупать уголь для домашнего отопления. Что смотрелось отчасти иронично на фоне слов президента о «замерзающей» без газа Европе. Путин ответил:
«Путь простой, — субсидии».
Представительница дальневосточного медиа спросила про подорожание жилья во Владивостоке, вплоть до московских цен: дескать, надо как-то это регулировать. Путин отметил, что дешёвая ипотека ведет к подорожанию жилья в РФ, но в том же время есть позитивный эффект в виде роста строительства и покупок квартир.
Журналист из Дагестана спросил про энергетический кризис в республике: проблемы с электро-, водо- и газоснабжением и проч. Попросили содействия – Путин пообещал разобраться.
Стоит отметить, что региональные издания поднимали и темы, не связанные с их территорией работы. Но сложилось ощущение, что пресс-конференция в каком-то смысле превратилась в прямую линию, где жители России жалуются на имеющиеся у них проблемы. На немалое число вопросов Путин отвечал, что зафиксировал себе и будет узнавать, контролировать ситуацию и т.д.
И такой подход логичен и нормален. Как ещё поднять важные для регионов проблемы, чтобы их решили? Особенно когда записывающих видеообращения к президенту штрафуют, как это было летом в Перми.
Концовку почти четырёхчасовой пресс-конференции Путин анонсировал несколько специфично: «Мы уже всем надоели, поэтому надо завершать [пресс-конференцию]». Что касается 2022 года, глава страны сказал, что главное, чтобы люди чувствовали себя лучше – и он будет настраивать своих подчинённых на соответствующую работу.
Из забавного: президент рассказал о своих взаимоотношениях с Дедом Морозом.