Чем грозит введение обязательной маркировки для пивной продукции?

8 декабря 2021, 11:56
Авторы «Нового века» делятся своими мыслями касаемо введения маркировки для пива. Есть ощущение, что выйдет не очень хорошо.

Ситуация для последнего времени почти стандартная: государство вводит маркировку, бизнес прогнозирует коллапс рынка. На этот раз, правда, всё особенно смешно в части государственных оправданий за вредительство.

Смысл маркировок двойной. Во-первых, контроль, чтоб ни одна бутылка не прошла без выплаты всех госпоборов. Во-вторых, введение нового побора, который уходит во внебюджетные руки «оператора» ЦРПТ.

Государство пребывает в иллюзии, что современные технологии работы с бигдатой могут позволить контролировать буквально каждую единицу любого товара. На самом деле, этот цифровой налогово-акцизный рай пока недостижим.

И вовсе не потому, что государство не может поставить бизнес в известную позицию. Просто сами технологии таковы, что работать бесперебойно, формировать адекватный поток информации и делать адекватный его анализ не могут. Это уже доказано на всех рынках, где маркировка вводится.

Только на критически важных рынках государство слегка отступает, потому что коллапс, который маркировка вызвала в аптеках, при нашей сверхсмертности и падении доступности медицинских услуг – это реальный тяжёлый риск, последствий которого государство боится. Так что с лекарствами ввели «облегченный подход», который фактически сводит смысл маркировки на нет и всего лишь создает дополнительный бессмысленный головняк производителям и торговцам, а для государства – вид, будто оно не отступило, о чём мы неоднократно писали.

Теперь они долго, возможно, до бесконечности, эту «облегчёнку» будут продлевать. Ну, а по части пива они не боятся: не будет пива – никто не помрёт и на улицу с демонстрацией не выйдет.

Поэтому власть бестрепетно рассказывает публично всякую чепуху, пытаясь доказать, что если платить государству больше, то всё станет лучше. Контрафакт, например, исчезнет.

При этом контрафактного пива, вообще-то, не бывает. Пиво – не водка, которую можно в любом подвале бодяжить из технического спирта и воды из-под крана. Пиво – это высокотехнологичное сложное производство с огромными закупками недешёвого сырья, непростой логистикой и в итоге – колоссально высоким порогом входа в бизнес. Ну, если это бизнес, а не любительское производство литров пяти для домашнего пользования или даже целых десяти с попыткой обозвать это «крафтом» и продать.

Поэтому никакого контрафакта на пивном рынке не то, что нет, его быть не может. Есть мелкое шахер-махерство крупных производителей, которые то технологию нарушат, подменив сырьё на более дешёвое, то какую-нибудь партейку постараются провести мимо госкассы, не платя акцизов.

На качество маркировка повлиять не может никак, а вот на левые партии – да, повлияет, возможно. Зависит от того, как маркировочное оборудование в производственную цепочку будет интегрировано. И тут возможна масса очень интересных вариантов – здесь российский производитель с советских времен ещё чрезвычайно изобретателен.

Соответственно, когда государство говорит, что защитит и потребителя от подделок, и добросовестного производителя от нехороших подпольщиков, которые паразитируют на его добром имени, государство просто врёт. Попытка увести внимание от нового побора не зачтена.

Ещё глупее звучат уверения, что, на самом деле, никаких издержек никто в результате маркировки не понесёт. Крупнейшие компании уже с 1 апреля участвуют в эксперименте, штампуют эти самые марки и подают данные в ЦРПТ, а цены ни у кого не выросли.

Компании заявляют в ответ очень неожиданные вещи. Во-первых, они не знают, во что обойдётся установка маркировочного оборудования и даже – какое конкретно оборудование надо ставить. Во-вторых, они не понимают, как подавать данные одновременно в две системы – и в новую маркировку ЦРПТ, и в давно введенный и худо-бедно устаканенный ЕГАИС.

Т.е. компаниям не понятны ни порядок издержек, ни производственная технология введения нового порядка, ни цифровая технология, ради которой всё и затевалось. Спрашивается в задаче, а что делалось в процессе этого самого эксперимента более полугода? Ответ напрашивается: эксперимент – полная фикция.

Единственное, что в этой ситуации понятно, это чего на выходе добьётся государство. Во-первых, повышения цен и, соответственно, спада на только-только воспрявшем рынке. Во-вторых, выхода на рынок того самого контрафактного пива, которого на нём сегодня нет.

Откуда возьмётся? Да от тех самых компаний, которые и в экспериментах поучаствовали, и письма подметные писали, как полезна маркировка и как её надо срочно вводить. Просто партии пойдут налево.

Самое любопытное при этом, что на пивном рынке государство уже напарывалось на ситуацию, когда подъём акциза и, соответственно, розничной цены привел к сокращению официального сбыта. Валовой сбор акциза оказался меньше, чем до повышения. Видимо, эти грабли государству нравятся и хочется попробовать ещё раз.

Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».

#Экономика #Новости
Подпишитесь