Posted 17 августа 2021, 10:47

Published 17 августа 2021, 10:47

Modified 16 сентября 2022, 20:53

Updated 16 сентября 2022, 20:53

Освоение и реальная жизнь: Что не так с планами на Курильские острова

17 августа 2021, 10:47
Авторы «Нового века» разбираются в заявлениях касаемо Курил, и не уверены, что с освоением островов всё будет столь радужно.

«Курильские острова будут освоены в ближайшие пять лет, это позволит закончить разговоры об их принадлежности», – сообщил вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Судя по предвыборному интервью Трутнева ГТРК «Приморье», полпред отчего-то рассчитывает, что предложенный недавно Мишустиным преференциальный режим, который ещё должен разработать Минфин, будет работать как российский офшор. Режим появится и все скопом тут же побегут ловить вбелую красную рыбу и прочих морских гадов, а также таскать за клешни крабов.

«Я уверен, что такой преференциальный толчок развития острова будет услышан и российскими предпринимателями, и нашими соседями. Мы надеемся, что в течение ближайших пяти лет, уверен, что почувствуем опережающую динамику развития Курильских островов, мы их освоим, это обязательно надо делать, чтобы закончить эти разговоры (о принадлежности – ред.)», –

заявил Трутнев.

Смеем предполагать, что всего этого не будет. Хотя бы потому, что подобные офшорные режимы надо будет прописывать по всем без исключения островам Курильской гряды, причём отдельно для самого Сахалина и для побережья Камчатки. А заодно отменить кучу международных морских законов, пограничных требований и самих пограничников вместе с таможней.

Что, спрашивается, мешало партии вице-премьера Трутнева и ему самому как целому полпреду президента РФ, сделать это раньше? Да в целом – практически всё, что и раньше – никто за это сверху не спрашивал и снизу не бил в пах. А также вполне понятная экономическая нецелесообразность и количество жителей этого уголка России.

За минувшие 22 года, с тех пор как там пришлось побывать по службе, ничего на островах не изменилось. Или почти ничего. Вот и свидетельство одного из аборигенов:

«На острове Итуруп (в переводе с айнского – медуза), самый крупный остров Курильской гряды Сахалинской области, не существует ни одной официальной (публичной) бензозаправки, но практически в каждой семье (население около 6300) есть транспорт, который активно используется. У каждого водителя есть свой нелегальный способ добычи топлива:

  1. Через военных или пограничников;
  2. Через капитанов/старпомов пароходов;
  3. Через частные/государственные хранилища на острове.

Чаще всего «добытое» топливо жители хранят в металических бочках по 100-200 литров в личных гаражах или укромных местах.

В бухте Русская (полуостров Камчатка) в советское время проходящие суда заправлялись пресной водой. С развалом СССР официально этот сервис закончился. Теперь существует неофициальный.

Огромное судно входит в бухту (глубина позволяет до сих пор). Швартуется около старой, ржавой, наполовину затопленной баржи.

Старпом идет к «дяде Васе», который живет здесь со времен пиратства «Юноны» и «Авось» и говорит: «Нужна пресная вода». Дядя Вася отвечает: «Если есть шланги и помпа, то будет и вода». Дальше договариваются о цене.

Дело в том, что в бухте есть горный родник, дядя Вася выкопал небольшой пруд, где скапливается вода и откуда её можно качать помпой на пароход. «Хозяин родника» может попросить немного денег «за сервис», но так как супермаркета в Русской бухте нет, то чаще всего расчёт производится за горюче-смазочные материалы, бочки которого матросы в шлюпках перевозят с судна на берег дяде Васе.

За небольшие деньги старпому можно продать красную икру, рыбу – морские ресурсы, которыми будет питаться команда парохода или их можно продать на берегу. Это значительно дешевле чем в любом порту Тихоокеанского побережья. Выгодно дяде Васе и выгодно любому старпому. Такой незатейливый бизнес.

Я не хочу сказать хорошо это или плохо. Это естественная самоорганизация, где государство скорее «против», чем «за».

Например, начиная от Камчатки и вдоль всей стороны океанской гряды Северных и Южных Курильских островов судам запрещено заходить в бухты и порты с так называемыми «открытыми границами» (они должны уведомить несколько министерств России больше чем за полгода и получить спецразрешение) потому, что де-факто это является нарушением государственной границы. Тогда суда встают неподалеку на рейд и обмен товарами происходит в открытом море. Примерно так, как это было в 17 веке.

Точно таким же методом пользуются «пираты» (так называют браконьеров). Что запрещено на суше – не запрещено на открытой воде: бункируются (заправляются топливом), покупают и продают морские ресурсы и даже набирают экипажи матросов и специалистов, у которых в паспортах «открытые границы» – выехали из своей страны, но в другую страну не въехали. Живут в море. Как рыбы».

Авторство данного материала принадлежит телеграм-каналу «Новый век». Текст размещён с минимальной редактурой, мнение редакции может не совпадать с мнением авторов «Нового века».

Подпишитесь