Родоначальники таксистов промышляли частным извозом со времен Древнего Рима – с развитием технологий «первотаксисты» меняли телеги на кареты, велосипеды – на мотороллеры, и наконец, пересели на автомобили со счетчиком-таксометром. Правда, в те времена они еще не были выкрашены в желтый и не имели привычных «шашечек» на крыше. С 22 марта и исчисляется их профессиональная история. Интересно, что в России регулярное движение машин такси стартовало 21 июня 1925 года согласно решения Московского коммунхоза, так что русские таксисты могут по праву отмечать свой профессиональный праздник дважды. Однако обе даты не являются официальным выходным.
Несмотря на обманчивое впечатление, профессия таксиста подобна службе в полиции – она также «и опасна, и трудна» - правда, по-своему. От водителя требуется хорошее умение управлять автомобилем, знать каждую улочку в городе, быть хорошим психологом и обладать отличной психической устойчивостью. Помимо необходимости выслушивать жалобы или «разговоры за жизнь» на водителя могут напасть, чтобы ограбить или угнать машину, или попробовать с его помощью провезти запрещенные товары. В конце концов, многим таксистам, чтобы заработать, приходится работать в несколько смен, жертвуя отдыхом, выходить в ночные смены или же работать на несколько агрегаторов.
Посетивший в Санкт-Петербург актер Алексей Панин снова оказался в центре внимания, выдернув рычаг переключения передач в такси, которое подвозило артиста. Даже после приезда полиции Панин продолжал вести себя агрессивно, обзывал водителя «придурком», и грозился ударить его так, что в «полиции не помогут».
Современное общество столкнулось сразу с рядом проблем с таксистами, которые регулярно выливаются в масштабные или не очень скандалы, приводят к авариям или даже к человеческим смертям.
Развитие агрегаторов ( и как следствие, расцвет таксопарков) доступность такси, а также их востребованность сильно снизили водительский ценз. По сравнению с советским временем, когда таксистам присваивали квалификацию, они должны были иметь большой стаж и пройти специальное обучение на профессию, сейчас за рулем авто может оказаться даже начинающий водитель, вчерашний выпускник автошколы.
Недавно на Невском проспекте водитель автомобиля «Хендэ», таксующий на досуге, сбил пешехода на регулируемом переходе и скрылся с места аварии. Уроженца Ингушетии задержали по горячим следам.
Поток жалоб на то, что таксисты либо не знают, либо глубоко презирают ПДД, последнее время лишь растет: лихачество, превышение к скорости, пренебрежение ремнями безопасности и детскими удерживающими устройствами, проезды на красный стали своеобразной визитной карточкой современных таксистов. Столичные таксисты тратят на штрафы в месяц по 3000 рублей, поэтому на них все чаще обращает внимание полиция
По итогам рейда в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга проверили 170 автомобилей и нашли более полусотни нарушений. Больше половины из них – работа без лицензии: 29 автомобилей поставлены на спецстоянку. Два десятка нарушений касаются нарушений ПДД, например, езда с непристегнутыми ремнями и выключенными фарами, разговоры по телефону во время движения. 22 водителя-иностранца оказались нарушителями миграционного законодательства.
Настоящая боль пассажиров такси – когда их водитель не знает город или вовсе не может связать двух слов по-русски. И если с первой проблемой худо-бедно справится электроника ( а она сбоит и может показывать неправильное направление) то как объяснить дорогу тому, кто тебя вовсе не понимает?
Напомним, в Советском союзе таксисты должны были сдать экзамен на знание города, отвечая на вопросы, где находится та или иная улица, переулок и какие там есть ориентиры. Аналогичная практика существует и в Лондоне – там на изучение улиц и переулков уходит до двух лет.
Зачастую такси сложно вызвать, клиентам с ребенком или с животными – таксисты зачастую отказываются брать такие заказы или даже требуют дополнительную оплату наличными. У многих их них вдобавок нет детского кресла или элементарного детского удерживающего устройства. А если есть, то не многие умеют их устанавливать.
Отдельная проблема - низкий уровень культуры водителей: кто-то курит в салоне, кто-то слушает «блатняк», а кого-то тянет на «поговорить за жизнь». У подобных таксистов никогда нет сдачи, и автомобиль грязный и не вызывает доверия.
Наконец, водители зачастую пытаются обжулить клиента – включают счетчик поездки после начала движения, чтобы получить побольше денег за простой, становятся дальше указанного места или же отправляют сообщение «на месте» сильно заранее, а также пытаются включить дополнительные платные опции, как провоз багажа или детское кресло. Заметить это бывает непросто, да и скандалить за небольшую сумму вряд ли будут.
Не так давно инстаграм-блогер Елена Хачина пожаловалась, что ее оскорбил и толкнул водитель «Яндекс.Такси». По словам девушки, она всего лишь сделала замечание мужчине, который во время пути нарушал ПДД. По словам девушки, водитель вел себя «дерзко», подрезал и обгонял другие автомобили. На замечания он хамил, а стоило ей «недостаточно нежно закрыть дверь», как мужчина выскочил, стал угрожать и толкнул пассажирку.
К слову сказать, и таксистам тоже приходится страдать. Из-за обилия предложений, а также конкурентной борьбы агрегаторов вроде «Яндекс.такси» или «Uber», больше всего достается простым работягам. Так, например, со 2 по 4 декабря в Питере прошла забастовка таксистов, которые решили бойкотировать агрегаторов, которые, по их мнению, берут непомерно высокий процент за услуги подключения и формируют низкие тарифы. По словам участников профсоюза, рынок такси губит тотальная бесконтрольность и засилье мигрантов, готовых работать за мизерные деньги, отмечают профсоюзные лидеры и правозащитники. В итоге качество услуги падает, а аварийность такси растет с каждым днем. Палки в колеса, по словам работников такси, им вставляют и работники ДПС – таксистам уделяют повышенное внимание и постоянно тормозят в рамках профилактических рейдов.