Posted 15 ноября 2019,, 09:22

Published 15 ноября 2019,, 09:22

Modified 15 сентября 2022,, 20:48

Updated 15 сентября 2022,, 20:48

Как ледоколы провели лето: чем занимаются экипажи судов в свободное время?

15 ноября 2019, 09:22
Наступает зима, и ледоколы снова будут прокладывать путь судам, приходящим в порт Петербурга.

В акватории Финского залива ледокольной проводкой судов занимается Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт». Как рассказали newia.ru в ведомстве, зимняя навигация в российских морских портах Восточной части Финского залива начинается с 1 декабря и заканчивается 30 апреля.

В зависимости от погодных условий её сроки могут меняться. Ледокольный флот филиала состоит из 17 ледоколов: восьми линейных, способных работать в Арктических морях, и девяти портовых.

«Санаторий» для ледокола

«Зимняя навигация длится около 6 месяцев. Но это не значит, что остальные месяцы в году суда ледокольного флота и экипажи остаются без дела. Все, как в пословице “готовь сани летом”, - рассказывает Newia.ru капитан ледокола «Иван Крузенштерн» Александр Ефимов. - Во время межнавигационного периода на ледоколах проводят как самостоятельные ремонтные работы, так и с привлечением опытных специалистов подрядных организаций».

«Иван Крузенштерн» не исключение: летом на судне проходит плановый ремонт силами подрядных организаций. Экипаж же в это время занимается так называемым саморемонтом. В это понятие входят, к примеру, ремонт арматуры на паровой системе обогрева помещений, очистка центрифуг Главного двигателя, замена уплотнений, покраска помещений, палуб, мелкий ремонт мебели, техническое обслуживание машин и механизмов.

Постоянный экипаж продлевает «жизнь» судна

Команды на большинстве судов Росморпорта постоянные. На «Крузенштерне» тоже есть костяк из опытных моряков – всего в экипаже 31 человек, из которых 3 женщины. Постоянный экипаж – залог бережного отношения к своему судну.

«Из-за того, что экипажи ледоколов относительно стабильные, люди лучше следят за механизмами и корпусом судна. Благодаря этому ледоколы дожили до преклонного возраста и находятся в удовлетворительном техническом состоянии, — рассказывает капитан. — К примеру, “Иван Крузенштерн” был построен на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде в 1964 году».

В межнавигационный период члены экипажей также проходят курсы повышения квалификации, продлевают рабочие документы и дипломы, необходимые для выполнения разных поставленныхх перед ними задач.

Помощники учёных, военных и спасателей

Как рассказал Александр Ефимов, ледоколы значительно маневреннее любого судна, они могут удерживаться в заданной позиции практически неподвижно. Поэтому иногда их привлекают для научных целей, а ледоколы нефтегазовой отрасли используются как снабженцы буровых платформ.

Порой ледоколы участвуют и в различных учениях – с МЧС, ВМФ или подменяют лоцманские суда на период их ремонта. Поскольку ледокол — это по сути большой буксир, то ранее суда почти каждое лето привлекались и в морских буксировках. Но сейчас в таких работах нет необходимости.

«Также в межнавигационный период на нашем ледоколе периодически проходят практику курсанты ГУМРФ им Макарова, Морского Технического колледжа и Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. В этом году практику успешно прошли 7 курсантов по таким специальностям, как “Судовождение”, “Эксплуатация судовых энергетических установок”, “Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”, - добавил капитан «Ивана Крузенштерна».

Самое ценное

Александр Ефимов говорит, что в период ледовой навигации весь штатный экипаж работает вахтовым методом и моряки не видят свои семьи по месяцу. Немного отвлечься от тоски по родным и скрасить свободное время помогают хобби, которые есть у каждого члена экипажа. Самыми популярными до сих пор остаются сборка моделей парусников и кораблей, а также собирание пазлов и выращивание растений.

А межнавигационный период – это время, которое, наконец, можно посвятить близким, отправиться в отпуск, заняться любимым делом.

P.S. Напоследок журналист Newia.ru поинтересовался у капитана, есть ли у членов экипажей какие-нибудь специфические профессиональные приметы или фольклор. С ходу Александр Ефимов ничего вспомнить не смог. Зато мы вспомнили кое-что из фольклора уже городского. Петербуржцы говорят: если у Благовещенского моста пришвартовался ледокол «Мудьюг», значит, в город на Неве пришла весна.

"