Posted 16 апреля 2014, 13:37

Published 16 апреля 2014, 13:37

Modified 18 августа 2022, 19:58

Updated 18 августа 2022, 19:58

Федерализация или смерть?

16 апреля 2014, 13:37
Федерализация или смерть?

Напряженность на юго-востоке Украины продолжает нарастать. В Краматорске Донецкой области в результате штурма аэродрома украинскими военными убиты 11 человек, хотя эти сведения постоянно опровергаются сторонами. В Одессе «Антимайдан» объявил о создании Одесской народной республики и призвал жителей города блокировать движение транспорта.

«Представители украинской армии на БТР подъехали к военному аэродрому между Краматорском и Славянском. Они вступили в переговоры с ополченцами, которые контролировали аэродром. Неожиданно началась стрельба. Среди ополченцев есть раненые, возможно, убитые. Остальные ополченцы перекрыли въезды в Краматорск и готовы отражать нападение», — сообщил представитель народного ополчения Краматорска.

Источники радиостанции «Коммерсант FM» говорят об 11 погибших. По данным информагентства УНН, число погибших в ходе боя составляет несколько десятков человек.

Тем временем активисты «Антимайдана» объявили Одесскую область народной республикой и призвали жителей блокировать транспортные развязки, говорится на сайте объединения.

«С сегодняшнего дня одесская область объявляется Одесской народной республикой, где вся власть принадлежит только проживающему на ее территории народу», - отмечается в заявлении.

В Украине на юго-востоке полная неразбериха ,парамилитаристские объединения «за» и «против», дезертирство и прочие признаки государственного развала.

В статье «Киев на пути к «Failed state»?» мы сравнивали Украину с поздней Югославией, акцентируя внимание на необходимости федерализации, если Киев не хочет потерять кроме Крыма еще и промышленные и потовые центры юга-востока – «сердце» экономики.

В основании идеи создании федераций лежит принцип урегулирования конфликта, или увеличения эффективности взаимодействия между гражданами и областями нацеленное на увеличение эффективности, среди основных мотивов можно выделить:

а) стремление максимально отразить гетерогенность общества,

б) желание получить политическое и военное усиление,

в) экономическую целесообразность и выгоду.

Так же следует выделить три основополагающие принципа построения федеративного государства.

Первое – это принцип участия, при котором федерация основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления, механизмом взаимодействия, оным является представительство субъектов в верхней палате парламента.

Второе – принцип автономии, характеризующийся реальным разделением власти, исключающем конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов в решении одного и того же вопроса, ранее разграниченными полномочиями.

Третий принцип – равенства, в ходе которого федерации не принадлежит политический контроль над субъектами, в сфере компетенции последних, а в свою очередь сами субъекты не вправе навязывать свою волю федеральному центру, все единицы федерации подчинены лишь конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию.

Если Киев осознает, что живет не в 17 веке «национальных государств», а как минимум в дуальной, в национальном смысле стране, где нельзя осуществлять насильственную ассимиляцию и сосредоточиться на экономических и политических реформах, то перспективы урегулирования конфликта есть.

Баланс между региональной и центральной властью делает федеральные системы существенно отличными от унитарно конструированных.

Авторитетный политолог Грэм Смит отмечает, что «федерализм был представлен как централизация и децентрализация идеологии, так же как доктрины баланса».

Смит критикует тех, кто называет федеральные системы децентрализованными. Он предпочитает термин «нецентрализация», структурированная дисперсия полномочий среди многих. Напряженность между централизацией и децентрализацией элементов федерализма еще более очевидна, когда федерализм рассматривают динамически.

Когда федеральное государство создано, децентрализуя политическую власть от прежде унитарного государства, эффект федерализма должен переместить власть к региональным элитам и интересам. Когда федеральное государство создано, концентрируя определенные полномочия в перекрывающей правительственной организации, федерализм ограничивает способность региональных интересов и элит, чтобы предпринять независимое действие в областях, которые уступают правительству перекрытия. В различных случаях федерализм идентифицирован как сила для централизации и для децентрализации.

У Киева есть возможность сохранить государство за которое боролись в 1917 году (в территориальные претензии Центральной Рады не входил Крым). Если действующая политическая элита пойдет на обострение, то есть шанс потери и части юго-востока.

Федерализация Украины — это не только демократизация и предоставление культурной и политической автономии русскоязычному меньшинству, компактно проживающему в нескольких областях, но и жизненно важное решение, без которого страна погрузится в хаос.

Пётр Василенко