Posted 5 марта 2014, 18:17
Published 5 марта 2014, 18:17
Modified 18 августа 2022, 19:58
Updated 18 августа 2022, 19:58
У здания сербского посольства в столице России сегодня состоялись одиночные пикеты против коррупции в службе безопасности дочерней структуры ОАО «Газпром нефть» - компании «Нефтяная индустрия Сербии» (Naftna Industrija Srbije, NIS, Нафтна индустрија Србије, НИС).
Пикетчики требовали выпустить на свободу арестованных 13 ноября 2013 года в Панчево по заказу CБ NIS двух директоров компании – Виктора Славина и Джаджита Сингха. В руках у манифестантов были плакаты «Сербия! Остановите беспредел СБ NIS!», «Сербия! Нам нужны хорошие отношения, а не незаконные посадки!» и «Сербия! Возьмите дело «Сингха – Славина» под особый контроль!». По случайному совпадению акция проводилась, когда из находящегося по соседству посольства Германии выезжали французский посол Жан-Мориса Рипер и его британский коллега Тим Барроу.
Префекта ЗАО Алексея Александрова уведомили о предстоящем пикете еще 28 февраля, но 4 марта заявителям было устно (!) отказано в согласовании якобы из-за того, что у дипмиссии не поместится 50 человек. Однако и раньше здесь митинговали сотни людей. Организаторы сегодняшних пикетов посчитали, что раз за три дня им так и не отказано, то по закону акция согласована. Однако не стали дестабилизировать ситуацию и ограничились одиночными пикетами.
Славин и Сингх были помещены в тюрьму 13 ноября 2013 года, по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же арестовали, но после отпустили (за залог в 400 тысяч евро) Драгишу Деспотовича и с его сыном Александром, владельцев австрийской BMR Group, подрядчика NIS. Деспотовича-отца, не проходящего по «делу Сингха – Славина», схватили случайно, когда он пришел узнать у полицейских, что с сыном.
Как уверены эксперты, за арестами маячат руководитель службы безопасности NIS Игорь Тарасов и его зам Игорь Чернов, куратор НПЗ в Панчево, а их поддерживает гендиректор NIS Кирилл Кравченко, сын социолога Альберта Кравченко уличенного в плагиате. С Тарасовым и Черновым связывают и агрессивную кампанию, начатую против панчевских узников в российских и сербских СМИ, включая ИТАР-ТАСС.
Посол РФ в Белграде Александр Чепурин предпочел не лезть в дело Славина. Это может объясняться тем, что Тарасов когда-то работал в посольстве. Украинским дипломатам приходится бороться за Сингха в непростой ситуации, еще в ноябре посла Виктора Недопаса отозвали в Киев (перед этим он встретился с президентом Томиславом Николичем).
Делом занимается Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean), зампрокурора Панчево.
Срок содержания под стражей Сингха и Славина заканчивается 13 марта. По сербским законам прокуратура обязана предоставить обвинительное заключение не позже, чем за 5 суток до этого момента, либо извиниться и отпустить арестованных.
Следствие ведется с грубыми нарушениями законов. Арестанты томятся в СИЗО на основании самой тяжкой части 367-й статьи уголовного кодекса (получение взятки), хотя данный состав преступления принципиально отсутствует даже по мнению юристов. Однако использование более тяжелого пункта статьи позволяет держать Сингха и Славина в СИЗО и 60 суток спустя.
Адвокаты в Сербии вправе изучать материалы дела еще до предъявления обвинений их подзащитным. Но в случае с Сингхом и Славиным прокуратура предоставила не оригиналы «прослушек», сделанных Тарасовым и Черновым, а только транскрипт их перевода на сербский, причем с неточностями и ошибками.
Прокурорам необходимо обосновать причины, по которым продлевается срок содержания под стражей. Но в прокуратуре кивают на полицию, которая не спешит с передачей улик. Все это на руку Чернову и Тарасову.
Уже известно, что Сингх лишь требовал от Деспотовича-младшего быстрее и качественнее выполнять обязательства BMR Group по «коррупционному» контракту. С 19 апреля до 13 ноября NIS и BMR Group заключили 5 договоров на сумму в 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на 54 млн. 34 тыс. динар. Два заказа могла выполнить только эта фирма. По «коррупционному» контракту, завизированному подписью Славина, предполагался 10%-ный бонус для подрядчика (за качество и выполнение работ раньше срока). Причем договор визировался еще десятком представителей NIS, в т.ч. из СБ. Также известно, что если летом 2013 года гендиректор NIS Кирилл Кравченко, до того лично подписывавший все контракты, зачем-то оформил доверенность на Славина.
Претензии «службистов» NIS к Сингху и Славину в том, что Сингх, как директор по стратегии и инвестициям и зампредседателя тендерной комиссии в телефонных разговорах с потенциальными участниками тендеров озвучивал требования максимально занизить цены и сообщал цены конкурентов как ориентир.
Также предполагается, что это якобы давало BMR Group преимущества на открытых торгах на понижение. Экспертам такая ситуация видится абсурдной, ибо снижение аппетитов крупных подрядчиков препятствует корпоративному сговору и экономит средства собственников компании.
В материалах по делу говорится, что Славин предоставлял договор, где прописан бонус в 10% от суммы контракта в случае ускоренного и качественного выполнения работ. Якобы этот бонус мог быть дважды передан от BMR Group через посредника другому посреднику в Австрии.
Ни одного «доказательства», если не считать материалы прослушки напечатанные с липовым переводом на сербский, в деле не приводится. Но очевидна попытка «прессовать» Деспотовичей, Сингха и Славина, вынудить их оговорить себя. Представители BMR Group на давление не подались, и NIS даже не расторгла «коррупционные» контракты. «Крепкими орешками» оказались и сами Славин и Сингх. Посему заключение их под стражей и является едва ли не единственным рычагом давления.
В январе правоохранителями допрашивался работник СБ NIS Александр Тодорович. На вопрос о сути контракта с BMR Group он ответил, что если 10%-ный бонус получили лично Сингх и Славин и если это будет доказано по суду, то тем самым компании нанесен ущерб. Если факт дачи взятки не смогут доказать, то и тогда NIS якобы терпит, ибо новость с арестом менеджеров опубликована (с подачи Чернова и Тарасова) в СМИ.
Добьются ли Джаджит Сингх и Виктор Славин восстановления справедливости, как поведут себя руководители «Газпром нефти» и NIS, не пойдут ли судебные инстанции в Панчево на самоуправство, будет ясно уже совсем скоро.