Posted 15 апреля 2014,, 09:15

Published 15 апреля 2014,, 09:15

Modified 18 августа 2022,, 19:58

Updated 18 августа 2022,, 19:58

Киев на пути к «Failed state»?

15 апреля 2014, 09:15
Киев на пути к «Failed state»?

В Украине творится правовая и политическая вакханалия. На окраине украинского Славянска идет бой, в направлении города движутся БТРы, утверждает представитель городских сил самообороны. Пророссийские митингующие в Горловке Донецкой области, захватившие ряд административных зданий в городе, провозгласили новым градоначальником главу самообороны Александра Сапунова. Страна может повторить нелегкую судьбу Боснии и Герцеговины которую с уверенностью можно считать Failed state (несостоявшимся государством) без перспектив.

«По поступающей к нам информации, на окраине города завязался бой, слышны выстрелы и взрывы. Как сообщают наши активисты, в направлении города движутся БТРы», -

Ситуация разворачивается таким образом, что может повторится кровавая гражданская война в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов.

В работе политолога Тэда Гурра «Меньшинства как группы риска» была предпринята попытка построения комплексной теории этнополитического конфликта, работа обобщила данные одноименного проекта, изучающего политическое поведение 275 этнических групп в период с 1945 по 1989 годы. На выходе исследования условия возникновения этнополитического конфликта включали следующие факторы:

а) «заражение» этнополитическим активизмом извне;

б) дискриминация в большей или меньшей степени со стороны доминирующих групп по отношению к этническим меньшинствам;

в) соперничество за власть в новых государствах этнических групп;

г) модели направления этнической мобилизации, направленной в протест или в восстание против государственной власти и политики.

Гурром было проведено объединение этих факторов в общую теорию, применение которой возможно к широкому спектру ситуаций. Чувства групповой коллективной идентичности и недовольства существующими экономическими, политическими и социально-культурными различиями групп являются основой для типов выдвигаемых этническим лидерами политических требований и для этномобилизации групп.

Практически все факторы присутствуют в сложившейся ситуации на Украине. Проживание двух или более этнических народностей в рамках одного государства является первой и очевидной предпосылкой системы возможного зарождения этнополитического конфликта. Ослабевание политической власти на региональном, национальном или международном уровне, не позволяющее обеспечить безопасность отдельных групп, является второй системной предпосылкой этнического конфликта.

Консенсус является наиболее приемлемой системой разрешения конфликтов, с минимальными потерями с обеих сторон. Согласованность подавляющего большинства общества по отношению к наиболее острым вопросам социума, определяющего дальнейшее развитие и функционирование можно определить, как консенсус, что необходимо для общества с негомогенным составом.

Но украинская новейшая элита и близко не стоит к консенсусу – отмены регионального статуса русского языка тому пример. Вторая причина — это прекращение поддержки украинского государства и экономики Москвой. Без возможности контролировать Киев «мягкой силой» Кремль взял то, что можно было взять без серьезных последствий и подняв свой рейтинг. http://newia.ru/14669

По мнению одного из ведущих политологов и социологов современности Юргена Хабермаса, важнейшая составляющая всеобщего консенсуса – это консенсус социальный, который должен быть отражен в законе, который в свою очередь надо понимать и рассматривать как непрерывную дискуссию общества с самим собой. «Делиберативная, т.е. «обсуждающая» политика – понятие, идущее от Дж. Дьюи и развиваемое в современной политической теории такими авторами, как Й. Коген, К.-П. Рипп, Ю. Хабермас и др. Дьюи призывал отказаться от привычного понимания демократии как политического доминирования большинства и посмотреть на процесс с другой стороны, обратить внимание на способ прихода большинства к власти: это совершается посредством общественных дискуссий и продвижения своих интересов социальными группами и меньшинствами в дискуссии между собой.».

Дискуссии в ходе беспорядков на Майдане, конечно не было, не случилось ее и во время ввода российских войск в Крым, ни позже.

Этническая идентичность является большим, нежели психологическое самоопределение, она охватывает смысл, что каждый является безопасным в мире физически, в психологическом отношении, социально, даже духовно. События, которые угрожают лишить законной силы основной смысл идентичности, спровоцируют защитные реакции, нацеленные на уход от психического и/или физического уничтожения.

Все это вызвало серьезнейшую реакцию и протесты. Более того к политическому процессу подключилась и Москва (почему, читайте в нашем тексте «Маленькая победоносная война»).

Все что происходит в Украине напоминает гражданское противостояние в Югославии (религиозное, национальное и региональное), итогом которых стала война в Боснии.

Тогда после завершения активных боевые действий «боснийской войны» (погибли 300 000 человек), ряда военных операций (хорватская операция «шторм» в августе 1995, общее наступление бошнякских и хорватских военных сил на республику Сербску, вмешательство военно-политического блока НАТО, «преднамеренная сила») привело к созданию нежизнеспособного государства Босния и Герцеговина – с 60% безработицы, 50% дефицита бюджета и высоким уровнем коррупции.

Если Киев не хочет превращения Украины в Failed state, необходимо немедленно собрать коалиционное правительство (с Януковичем), запросить присутствие миротворцев ООН и провести референдум по федерализации страны, а не делать ура-патриотические потуги, вводя бронетехнику на восток Украины, доводя до ситуации грузинской войны 2008 года. Крым военными методами точно не вернуть, если его вообще можно вернуть. Но что будет дальше, конечно зависит от действующих властей в Киеве и их возможности прийти к пресноватому консенсусу с политическими силами в стране и внешними акторами конфликта.

Пётр Василенко

"