Posted 3 апреля 2014,, 05:31

Published 3 апреля 2014,, 05:31

Modified 18 августа 2022,, 19:58

Updated 18 августа 2022,, 19:58

Бессмысленная ООН

3 апреля 2014, 05:31
Бессмысленная ООН

Вслед за бомбардировками НАТО в 1999 году без санкций ООН Югославии, признании независимости Косово, Абхазии, войны в Сирии и присоединения Крыма к России международная система, сложившаяся в период после второй мировой войны показывает свою неэффективность. Тем временем глава организации - генеральный секретарь Пан Ги Мун призвал разрешить кризис в Украине дипломатическими средствами.

«Мы также обсудили ситуацию на Украине. Мы полностью поддерживаем территориальную целостность, суверенитет (Украины) и единство украинских людей. Я продолжаю призывать все стороны снизить напряжение и разрешить кризис дипломатическими средствами», - сказал Пан Ги Мун на совместной пресс-конференции с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу в Брюсселе.

Международные отношения находятся в патовой ситуации. Словно во времена Речи Посполитой в Совбезе ООН существует принцип Liberum veto, позволяющий любому депутату сейма (в данном случае постоянному представителю в Совбезе) прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против.

Изменение системы мировой политики через институт секретариата ООН представляется невозможным, сама идея укрепления мира и безопасности в рамках полномочий, выделенных странами-победителями фашистской Германии, составляющими основу Совбеза, несет открытое превосходство одних государств над другими через право вето постоянных членов.

Необходимость существования совещательного органа, где представители всех наций носителей суверенитета смогут выражать свое мнение, является ориентацией на идеализм, реализуемой в мире неравных государств, в мире, носящем очертания истоков и тенденций европейской цивилизации.

Процесс, в рамках которого государство перестает быть единственным актором международных отношений, начался еще со второй половины двадцатого века - появились транснациональные корпорации, международные и региональные организации, имеющие большее влияния чем некоторые отдельные государства констатация факта.

Социально ориентированная рыночная экономика и идеи прав человека, выраженные в мультикультурализме, переживающем сейчас кризис практически во всех обществах западного типа, фактор для реорганизации мирового устройства без определенных характеристик.

Система, в которой основным действующим лицом международных отношений является государство, зависит от его строения и функционирования, кризис внутри него приводит к изменению основ отношений практически во всех сферах социального взаимодействия, как на микро, так и на макро уровне. Это означает, что если в России или Франции (постоянные члены Совбеза) придут профашистские или любые другие ультрарадикальные силы, то правительство сможет блокировать любые санкции ООН против себя.

Неспособность разрешать серьезные социально-политические проблемы в меняющемся мире, война в Боснии (1992-1995), геноцид в Руанде (1994), боевые действия НАТО против Югославии (1999), военный конфликт в Закавказье (2008), военная программа Ирана, список кризисных ситуаций который можно растянуть на две тысячи слов, показывают, что ООН это лишь формат, в рамках которого ведущие военно-политические игроки стабилизируют мир исходя из своего видения.

Формат - это не субъект международных отношений, в данной организации это выражение интересов привилегированных стран, которые по многим ключевым вопросам расходятся. При существовании постоянных членов Совета Безопасности, авторитарных и тоталитарных режимах, несостоявшихся экономически и политически государствах (признанных или нет) Организация Объединенных Наций — это площадка для красноречия дипломатов в рамках Ассамблеи и Совбеза. ООН это бренд, сохраняющий видимость необходимости и относительного успеха только благодаря тому, что отсутствуют великие милитаристские державы как это было во времена Лиги Наций.

Огромная гуманитарная организация, реализующие свои программы благодаря большому бюджету, чуть менее большому залу, где десять непостоянных членов Совета Безопасности могут сотрясать воздух в присутствии пяти остальных.

Создание территории свободы и безопасности в регионе на протяжении столетий погруженного в войны не миф, а реальность, существующая в рамках Европейского Союза.

Европейская интеграция как вероятный формат изменения международной системы в 21 веке

После завершения второй мировой войны и катарсиса, который пережила Европа и мир в целом, притеснений целых народов, катастрофы чуть не случившейся с человечеством, война в Западной Европе снова могла вспыхнуть, Эльзас-Лотарингия, Рур - области многовекового спора Франции и Германии. План Шумана и роль отдельных личностей, как Жан Монне, Конрад Аденауэр показали направление для достижения мира в долгосрочной перспективе.

Только реальная интеграция, имеющая экономическую основу, при признании равнозначности субъектов ее процесса может обеспечить безопасность и стабильность. Эволюционные этапы сближения в рамках взаимодействия, «spillover» Эрнста Хааса, углубление интеграции в одном секторе экономики, обеспечивающим давление на смежные сектора. Процессы влияния одной сферы на другую происходили и происходят в искусстве (влияние иконописи на портретную живопись), науке (развитие научно-технического прогресса и возникновение авангарда в искусстве), политике (теория эволюции и капиталистическая экономика), даже в межличностных отношениях.

Для горизонтально-вертикальной, а не параллельной интеграции нужны условия взаимозависимости, глобализация представляет такую возможность в 21 веке, но не для всех стран (неразвитые государства), в этом случае должна действовать охватывающая региональная интеграция (экономически стимулируемая (Всемирный Банк) на условиях и принципах ООН), или внешнее управление (высокий представитель по БиГ, полномочия которого получены от ООН как формальность (итог реальных успехов по прекращению войны и поддержанию мира Североатлантическим альянсом и странами-гарантами (РФ, США, ФРГ, Великобритания, Франция) на Балканах).

Необходимые меры

Важность департаментов секретариата необходимо реформировать. Главной задачей в качестве генсека ООН было бы инициирование создания департамента по региональной интеграции и координации совместных действий, принятие решений СБ 9 из 15 при квалифицированном большинстве постоянных членов, увеличение полномочий (выделенных Совбезом ) отделу по оказанию помощи в проведении выборов, или выделение в отдельный департамент с функциями урегулирования конституционных разногласий внутри страны (ограничение суверенитета, вмешательство во внутренние дела при решении Совета Безопасности (с квалифицированным большинством постоянных членов) и государственного строительства в соответствии с основными положениями устава ООН (гражданские миссии по выстраиванию государственных органов в соответствии с теорией разделения властей).

Встраивание в структуру Организации Объединенных Наций институционализированных региональных организаций с переносом на них новосозданных функциональных возможностей с юридическим статусом приоритета над суверенитетом отдельных стран членов региона (в отдельных случаях). Интеграция с военно-политическими блоками (ОДКБ, ШОС, НАТО (создание единого военного блока) на тех же основах что и региональные экономико-политические объединения государств, для проведения военных и миротворческих операций в соответствиями с совместным решением Совбеза ООН и регионального интегрированного субъекта в котором располагается предполагаемое государство. При таких условиях политической стабильности, основанной на универсальных принципах сосуществования можно бороться с вызовами человечеству, голодом, демографическими проблемами, болезнями, бедностью, международным терроризмом и фундаментализм. Во всяком случае резолюции СБ которые будут приниматься 9 из 15 (при условии квалифицированного большинства постоянных членов) значительно упростит ситуацию.

ООН зарождалась в рамках антигитлеровской коалиции, латентного противостояния социализма и капитализма, встающего вопроса деколонизации, разделенной Европы, разделенных народов, и этот дух до сих пор присутствует со времен Сан-Францисской конференции.

Но времена изменились, как и идеологии ведущих государств и международных отношений. Нет больше жесткого противостояния капитализма и социализма, сотрудничество Китая и Вьетнама со странами Запада это показывает.

Противоречие международного права, а именно права нации на самоопределение и нерушимости границ совместно с исключительными правами на вето членов Совета безопасности ООН и исключительно формального влияния Генеральной Ассамблеи ООН постепенно подводит нас к ситуации, когда конфликты будут решаться на исключительно экономической и силовой основе отдельных государств или союзов (НАТО-Югославия, Китай-Таджикистан и др.), что в перспективе означает несменяемую череду конфликтов.

Пётр Василенко

"