Posted 17 января 2014,, 10:45

Published 17 января 2014,, 10:45

Modified 18 августа 2022,, 19:58

Updated 18 августа 2022,, 19:58

На птичьих правах

17 января 2014, 10:45
На птичьих правах

Как Администрация Новгородской области и «Сбербанк» пытаются развалить действующее предприятие.

В 2012 году в Новгородской области на самом высоком уровне велись переговоры с иностранным инвестором R & P Corporation Limited по вопросу спасения от банкротства агропромышленного комплекса «Рубеж», в том числе птицефабрики «Новгородская». Крупную гонконгскую компанию по управлению сельскохозяйственными предприятиями пригласили в регион. Инвестор оценил мощности «Рубежа» и принял решение об управленческой и финансовой помощи его предприятиям. Но стоило ему вложить в этот проект огромные деньги, как он сразу стал неугоден администрации Новгородской области и «Сбербанку»…

Немного истории. В 2007 году петербургская компания «Рубеж» выкупила на торгах АПК «Великий Новгород». Бизнес пришлось начинать с нуля – от обанкротившегося предприятия остались одни стены. Новый собственник закупил высокотехнологичное оборудование, построил современный убойный цех. Под эти цели Северо-Западный банк «Сбербанка России» в 2008-2009 годах выдал предприятию шесть инвестиционных кредитов на 4 млрд. рублей. Финансовая подпитка конвертировалась в рост производства: если в 2008 году АПК «Рубеж» произвел 3,3 тыс. тонн мяса бройлеров, то в 2011 году – уже 34 тыс. 866,8 тонн (максимальный годовой объем производства предыдущего собственника не превышал 20 тыс. тонн).

По условиям национальной программы поддержки АПК «Сбербанк» должен был профинансировать второй этап развития агропромышленного комплекса ГК «Рубеж» в сумме еще около 4 млрд. рублей. Но банк этого не сделал. Он начал переговорный процесс, однако, ссылаясь на закредитованность баланса «Рубежа», не торопился открывать кредитную линию. Инвестор же рассчитывал на соблюдение всех условий, обещанных государством, и, не получив кредит, столкнулся с финансовыми трудностями.

Тогда Губернатор Новгородской области Сергей Митин решил разыграть еще одну карту. «В августе, – пишет он в своем блоге, – я специально пригласил собственника ООО “Белтранскорм”, зная его заинтересованность, и предложил выкупить активы птицефабрики “Новгородская”».

Но Василий Верюжский (руководитель АПК «Рубеж» в тот период – Прим. авт.) отказался, так как стоимость была так мала, что не могла бы покрыть и 10 % кредитов. Сейчас Верюжский арестован по сфабрикованным основаниям и содержится в СИЗО. Пока он находился в изоляции, 2 декабря 2013 года в очень спешном порядке было проведено заседание совета кредиторов фабрики «Новгородская» – без участия R & P Corporation Limited (некогда так нужного области), то есть незаконно. Собранием недобросовестных кредиторов решено было продать все имущество птицефабрики, минуя иные варианты финансового оздоровления. Возникает вопрос: почему «Сбербанк» и иные кредиторы приняли решение о такой стремительной продаже мощностей фабрики, с молотка и за сущие копейки? Ответ очевиден – чтобы крупнейший кредитор не смог помешать…

Но самое страшное, что происходит в некогда Великом Новгороде – это вмешательство в арбитражный процесс. Хотя гонконгский кредитор еще не включен в соответствующий реестр, председатель Арбитражного суда Новгородской области своим решением переносит на более ранний срок судебные заседания, на которых утверждается переход к прекращению деятельности и конкурсному производству фабрики. Надо полагать – прекрасно понимая, что это противоречит закону.

Давление на суд оказывается все с той же целью: ни при каких условиях не допустить в арбитражный процесс иностранного инвестора, от которого регион уже получил огромные деньги. Спасти положение птицефабрики «Новгородская» может только он, поскольку в любом случае заинтересован в восстановлении ее работы и финансовом оздоровлении. А в чем заинтересована администрация области и «Сбербанк»? В том, чтобы быстрее продать фабрику в своем кругу. Спасти ее от этого может только голос R & P Corporation Limited, и лишь при этом условии сотрудники смогут получить невыплаченную им заработную плату.

Но области и «Сбербанку» это неудобно. Они уже проголосовали за продажу предприятия, так что сотрудники увидят свои кровные только после покупки всего комплекса. А если цена будет так удобно мала, что на зарплату не хватит? Возникает еще один вопрос: зачем изолировали руководителя управляющей компании Василия Верюжского, который изыскивал средства для выплат работникам? Да, с задержкой («Сбербанк» ведь прекратил кредитование по нацпрограмме и банковскими хитростями загнал фабрику в долговую яму), но изыскивал!

У меня остался только один вопрос. Почему мы удивляемся, что к нам в Россию так неохотно идут иностранные инвестиции?

Михаил Озеров

"